Субкультура организации
Субкультура – это совокупность ценностей, которые отличают определенную подгруппу в рамках какой-либо конкретной организации. Субкультуры развиваются преимущественно в крупных организациях, отражая при этом общие для всех сотрудников проблемы и ситуации, с которыми они сталкиваются во время работы.
Они могут развиваться по отдельным подразделениям либо географически, горизонтально либо вертикально. Если производственное отделение какого-либо конгломерата имеет собственную уникальную культуру, которая отличается от культур других подразделений организации, имеет место быть вертикальная субкультура.
В специфических отделах функциональных специалистов (к примеру, торговом либо бухгалтерском отделе), имеющих определенные наборы общепринятых понятий, формируется горизонтальная субкультура. Субкультура может быть создана любой группой, функционирующей в пределах организации, однако в подавляющем большинстве случаев она определяется географическим разделением либо отдельческой, или же департаментской структурной схемой и включает в себя основные ценности доминирующей культуры, а также ценности, которые присущи исключительно членам определенного подразделения.
Субкультуры в процессе своего развития так или иначе контактируют: они могут взаимодействовать, видоизменяться и вытесняться либо быть полностью изолированными.
Полнее осознать место субкультуры организации и ее значение в системе управления помогает классификация разнообразных ее подвидов, которая может быть основана на следующих показателях:
1. Степени совпадения ценностей организационной культуры и субкультуры. По данному критерию можно выделить следующие виды:
- «передовую» субкультуру, которая чаще всего является субкультурой центрального аппарата управления, больше всего влияющего на доминирующую культуру;
- «неконфликтующую» субкультуру, в которой основные ценности доминирующей культуры всей организации принимаются участниками различных групп наравне с другими (то есть их собственными) ценностями, которые не конфликтуют с общепринятыми;
- «контркультуру», носители которой полностью отвергают ценности культуры, доминирующей в организации.
2. Подразделениях организации, являющихся носителями определенной субкультуры. Здесь выделяются следующие виды:
- территориальных подразделений, к примеру, национальных представительство международных организаций, филиалов отдельной организации, которые расположены на территории страны с большой площадью, и так далее;
- разнообразных функциональных подразделений одной и той же организации.
3. Степени вовлеченности в управленческие процессы организации носителей субкультуры. Основываясь на данном показателе, можно выделить такие виды, как:
- руководителей среднего звена;
- топ-менеджеров компании;
- рядовых сотрудников организации и так далее.